IGVA

  СТАТЬИ




PILATUS PORTER PC-6  -  учебно-тренировочный электролёт для начинающих
 




О чём статья

В статье описывается процесс и последовательность действий самостоятельной постройки простой радиоуправляемой модели самолёта с электрической тягой.

Материал подготовил тренер детского авиамодельного клуба. Задача которая была поставлена, разработка простого RС-тренера из доступных материалов и с небольшими затратами для оснащения модели системой управления.

Если обобщить и сформулировать пожелания начинающих моделистов к разработке модели, получится примерно так: самолет должен быть похож на настоящий, у него должна быть кабина и шасси, он должен быть недорогой, уверенно летать и быть простым в управлении.

Большой опыт строительства моделей в кружке позволяет рекомендовать к постройке подобную удачную модель. PILATUS PORTER PC-6 – одна из этих моделей. Почему для детальной проработки конструкции был выбран именно он?  Это высокоплан. Не такой известный как Цессны и Пайперы.  Советский Як-12 тоже интересный, но он сложнее.  Пилатус имеет очень простые прямоугольные формы и сечения.  При этом он выглядит интересно и своеобразно.

Вот такой может получиться самолёт:

        


Постройка модели

Модель не является точной копией. Ее пропорции изменены для упрощения постройки и улучшения летных свойств Тем не менее, в ней безошибочно узнается прототип. Чертёж модели самолёта доступен по ссылкам:

  --  http://igva.od.ua/pilatus/PC-6.BMP   --  17,2 МБ
  --  http://igva.od.ua/pilatus/PC-6-2.JPG   --  864 КБ


Материалы и инструменты для постройки

Основной материал – потолочный пенопласт. Размер – 50 х 50см, толщина – 4мм, гладкий, на поверхности глянцевая тонкая корочка. Достаточно 3 листов.
Лист имеет повышенную жесткость на изгиб вдоль одного края и легко гнется поперек этого края Заготовки боковин фюзеляжа, крыльев и оперения необходимо располагать вдоль более жестких краев.
Все места склеек зачищаются мелкой шкуркой до снятия наружной глянцевой корочки.

Еще понадобится:
- пластина плотной бальзы 3мм,
- проволока ОВС Д1мм – на тяги рулей и хвост. стойку,
- проволока ОВС Д1,5мм – на стойки шасси,
- проволока алюминиевая Д2мм – наконечники подкосов,
- 3 колеса (самодельные, от игрушки или купленные в магазине, лучше ультралёгкие),
- стеклотекстолит для кабанчиков рулей, - фанера 1.2 – 1.5мм (обрезки),
- клей
ПВА, цианакриловый(СА), э п. смола 10 – 30мин.,
- острый нож,
- наждачная бумага,
- плоский брусочек с наклеенной наждачкой,
- моток тонкой резинки.


Крыло и оперение

От пластины бальзы отрезаются, ножом или станочком «Умелые руки», рейки шириной 4.2 - 4.5мм для кромок крыла, стабилизатора, киля.

Прямо на пенопласте гелевой ручкой размечаются половинки крыльев, стабилизатор, киль, рули, элероны. Кладём на разметку металлическую линейку и по ней аккуратно вырезаем детали ножом. На элеронах и руле высоты (РВ) следует сделать треугольные вырезы согласно чертежу, подогнать к ним бальзовые вставки. Теперь можно клеить кромки к пенопласту. Нанести тонкий слой клея на кромку или на пенопласт, несильно примотать резиновой нитью.

        

Небольшое отступление – если Вы хотите быстро построить самолет, лучше все клеить быстрой смолой, если время не поджимает, тогда - ПВА, он намного дольше сохнет, прочность склеек практически такая же.

После высыхания клея необходимо зашкурить кромки по толщине пенопласта. Передние кромки крыла, стабилизатора, киля - закруглить. Передние кромки РВ и элеронов – клиновидные (см. чертеж).

Далее профилируем половинки крыла. Это можно сделать на горячей трубе полотенцесушителя, на трубе от пылесоса, нагрев ее на электроплитке, или нагревая заготовку горячим воздухом от модельного фена. Обращать внимание не столько на правильность профиля, сколько на симметричность правой и левой половин крыла – в данном случае это важнее. Сначала потренируйтесь на ненужных кусочках пенопласта!

Следующий этап – стыковка консолей. Склейка делается встык на ровном столе, под одну законцовку подставить брусочек высотой 35 мм, чтобы крыло имело небольшое поперечное V.

Затем, по чертежу, приклеить на центроплане 2 нервюры из бальзы, к ним и к передней кромке – бобышку для штыря крепления крыла, сделать вырез и вклеить узлы крепления серво, вклеить 4 узла крепления подкосов. Элероны и руль высоты навешиваются на полосках скотча сверху и снизу. Руль высоты – по всему размаху, элероны в 4 точках каждый, полосками шириной 30 – 40мм. Рули должны отклонятся совершенно свободно, без усилия, для этого между кромками оставляют зазор около 1мм.

Последовательность навески рулей:

  

Кабанчики на рулях делаются из стеклотекстолита 0,7-0,8мм. Если нет такого, его легко сделать из более толстого, расслоив ножом на пластинки нужной толщины. Вклеить их в бальзовые вставки рулей удобно СА клеем.


Фюзеляж

        

Фюзеляж, к сожалению, длиннее панели пенопласта, поэтому сначала необходимо склеить «на ус» 2 заготовки. После этого разметить на пенопласте боковую панель фюзеляжа со всеми необходимыми разметками – осевая линия, места шпангоутов, усилений.

Вырезать боковину острым ножом. Вторую половину вырезать, используя первую, как шаблон. На ней также сделать разметку склеек. Всю разметку делать на внутренней стороне фюзеляжа.

Вырезать и приклеить усиления фюзеляжа. Вырезать, подогнать шпангоуты и панели шахты аккумулятора.

        

Отверстия на моторном шпангоуте сделать по Вашей мотоустановке.

Боковины склеить со шпангоутами, прижать можно булавками или грузами на ровном столе.

Далее склеим хвостовые части боковин, вклеим клин под стабилизатор, бобышку для костыля шасси, и узел крепления подкоса крыла.

        

На втором шпангоуте установим, согласно чертежу, стойки шасси и после этого можно зашить верх и низ фюзеляжа.  После высыхания клея, закруглить углы фюзеляжа.

На фюзеляже всего один лючек – между первым шпангоутом и фонарем кабины. Через него устанавливаются двигатель, регулятор хода и аккумулятор. Зафиксировать его можно полосками скотча или 2 булавками.

        

Теперь приклеим собранный стабилизатор, киль. Из 3мм бальзы делаем узлы крепления серво РВ и узел крепления крыла. К этому узлу снизу приклеена смолой гайка М2 или пластинка дюраля с резьбой.

Тяга управления РВ – прямая, проходит через отверстие в верхней панели фюзеляжа. Отверстие Д2мм не дает тяге изгибаться при работе.

Изготовление тяги – На прямом отрезке проволоки с одной стороны делается Z- образный изгиб, который вставляется в отверстие качалки серво, затем проволока продевается из отсека серво через отверстие в верхней панели наружу фюзеляжа. Качалка устанавливается на серво. На расстоянии 40 – 50мм от кабанчика РВ на тяге делается V- образный изгиб для возможности регулировки нейтрали, а затем конец тяги изгибается под прямым углом и входит в отверстие кабанчика. От выпадения тяга фиксируется отрезком кембрика, плотно одетого на кончик тяги.


Установка крыла

Крыло подогнать, если необходимо, по месту, проверить параллельность стабилизатору, правильность установки при виде сверху. Проверить установочный угол крыла – передняя кромка крыла по отношению к осевой линии фюзеляжа должна быть на 2мм выше задней кромки.

Разметить и просверлить отверстие возле задней кромки для болта крепления крыла, прижать крыло болтом, затем через 2 шпангоут фюзеляжа и бобышку крыла просверлить отверстие Д3мм для штырька крепления крыла. Вклеить штырек.

Теперь можно заняться подгонкой подкосов крыла. Подкосы крыла делаются из бальзы 2 – 3мм, наконечники – из алюминиевой проволоки Д2мм. Из проволоки формуем наконечники согласно чертежу. Хвостики обмотать ниткой.
Нижний наконечник прихватим СА к подкосу. Установим подкос на узел фюзеляжа, верхний наконечник поставим в отверстие переднего узла крыла и контролируя параллельность крыла к стабилизатору и угол поперечного V, прихватим верхний наконечник к подкосу. Тоже самое сделать со вторым подкосом.

        

Затем приклеим к задним стойкам подкоса наконечники, установим их в отверстия крыла, и подгоним нижнюю часть к передней стойке подкоса. Передвигая заднюю стойку подкоса вверх – вниз, мы можем менять установочный угол законцовок крыла. Необходимо выставить стойки так, чтобы при виде на крыло спереди, задняя кромка крыла была параллельна передней, или, лучше, возле законцовки уходила вверх на 2мм. То есть на крыле должна быть небольшая отрицательная крутка, причем симметрично на правой и на левой консолях. В этом случае, при потере скорости самолёт не свалится в штопор,он просто опустит нос и разгонится до нужной скорости.


Мотоустановка

На модели установлен коллекторный двигатель SPEED400 или POWER400 6В, редуктор 1 : 3,5, винт GWS 9 х 7,  аккумулятор - 7шт. Ni-Cd SANYO KR600AE (промышленная серия, с большой токоотдачей).

        

Данные привода :  7,3В -- 6,8А -- 4300 об/мин. -- 280 гр. тяга.  При весе самолета 400 – 450 гр. этой тяги вполне достаточно.

Более современная комплектация  -  бесколлекторный двигатель типа TURNIGY 2830-11 1000kv (или подобный), винт GWS 9 х 7, аккумулятор – LiPo 2S (8,4v) 1500 – 1800mА.  В этом случае тяга примерно 350 гр.

Полетное время 8 – 12  мин.,  зависит от стиля полета.


Радиоуправление

Приводы рулей – любые микромашинки,  например,  GWS NARO, Hitec HS-55, JP S7,5, TG9, HXT900.
Регулятор хода (коллекторного двигателя) и приемник - на этой модели установлены IGVA. В бесколлекторной версии - трёхфазный регулятор оборотов HOBBYKING 30A или аналог.  Приемник можно установить даже стандартный – запас по весу позволяет.  Передатчик – любой совместимый, не менее 3-х каналов.  В настоящее время используется аппаратура - FLYSKY FS – i6.

Отклонения рулей:
   - РВ   --   +/- 10 - 11 мм
   - Элероны   --   +11 - 12 мм
                              - 6 - 7 мм

  

Нейтральное положение элеронов – параллельно верхней панели фюзеляжа. Рекомендуется установить кабанчики элеронов и тяги на серво точно, как показано на чертеже, отклонения элеронов будут дифференциальными: вверх - больше, вниз – меньше. При этом модель будет управляться гораздо лучше, чем при симметричных отклонениях.

Центр тяжести (50 мм от передней кромки крыла) показан на чертеже. Подкорректировать его можно, передвигая аккумулятор. Если понадобится, в шахту за аккумулятором подклейте кусочек пенопласта нужного размера, перед аккумулятором никакой фиксатор не нужен, т. к. шахта наклонная, и в полете он выпасть не может.

Красить модель можно нитрокраской (но нужно иметь навыки – если «перелить», пенопласт растворится!), проще, (но дороже!) акриловыми красками. Самолет на фото покрашен жидкими пигментами для водоэмульсионных красок, разведенными с ПВА примерно 50 х 50%. Сначала все контуры следует разметить фломастерами нужного цвета, затем мягкой кисточкой аккуратно закрасить поверхность до линий разметки. Опознавательные знаки, надписи нанести влагоустойчивым фломастером или маркером.


Полёты
 
Если все сделано правильно, никаких дополнительных регулировок не потребуется. Самолет летит очень устойчиво, скорость небольшая, управление простое, четкая реакция на рули.

Легко, без разгона, делает петлю, бочку, иммельман. Летает «на спине», но профиль, конечно, «не тот» и рулей и мощности на выход вверх не хватает.

Для полета по горизонту достаточно 40 – 50% тяги. Конечно, не надо забывать, что это самолет не для сильного ветра. Учиться летать на нем лучше в тихую погоду – и управлять легче, и посадить можно в любом направлении. А перед этим не помешает немного «полетать» на тренажере.

При наличии гладкой площадки (асфальт, бетон) и желания взлетать с колес, можно легко установить еще 1 серво на руль поворота.

Если у Вас другой тип аккумулятора и он не входит в фюзеляж, можно сделать фюзеляж на 10 – 15мм шире, проблем это не вызовет. Желательно только не превышать полетный вес больше 480 г.


Лёгкой сборки,  хороших полётов,  удачного сезона!

 


Архив фотографий статьи   --   http://igva.od.ua/pilatus/foto_pilatus.rar   --  15,9 МБ
Архив фотографий первоисточника   --   http://igva.od.ua/pilatus/pc-6_foto.rar   --  616 КБ
 


 



     Copyright IGVA , 2007 - 2020   All rights reserved.